Главная О союзе Мероприятия и проекты Партнеры Новости Контакты
КАК ВСТУПИТЬ В СОЮЗ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ
Поиск по сайту
 


29.07.2020

В этом году завершается реставрация 200-метровой подпорной стены Александро-Невской Лавры

Реставрация объектов культурного наследия «Подпорная стена восточного двора», «Ограда» и «Ограда с воротами», входящих в состав памятника федерального значения «Александро-Невская лавра», проводится по программе КГИОП за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

dc (1).jpg

dc (2).jpg

dc (4).jpg

Подпорная стена восточного двора вытянута с севера на юг. Она отделяет восточный двор Александро-Невской Лавры от Никольского кладбища и проходит от объекта культурного наследия «Церковь преподобного Исидора Пелусиота» до объекта культурного наследия «Ризница, библиотека и архив». Между объектами «Контора кладбищенская и архиерейская гостиница» и «Ризница, библиотека и архив» расположена ограда с воротным порталом  и решетками в проемах («Ограда с воротами», 1900-е годы).

Проект реставрации разработан в 2018 году. Работы проводятся специалистами подрядной организации ООО «СТРОЙТЕХУСЛУГИ» с 2019 года. Финансирование проекта и реставрации за период 2018-2020 гг. составляет 82,3 млн. руб.

«Подпорная стена поддерживает и является фундаментом ограды. Это  обусловлено перепадом уровней территории монастыря и территории Никольского кладбища, – пояснила главный архитектор ООО «СТРОЙТЕХУСЛУГИ» Ирина Воинова. – Ведь изначально здесь кладбища не существовало, а монастырь был огражден, начиная с 1720-х годов. Это обычный приём для монастырских комплексов - деревянная либо каменная кирпичная ограда. Вот и эта ограда не имела ворот, здесь был глухая стена и подпорная наклонная стенка, в чем можно было убедиться, разглядывая гравюры начала XIX века. Во второй половине XIX века были устроены входы - южный, центральный и северный - для того, чтобы можно было пройти на Никольское кладбище».

«Мы столкнулись с большой проблемой как раз из-за этого перепада высоты, из-за скапливания воды со стороны Александро-Невской Лавры, а также из-за гаражей, которые в советский период были построены вплотную к стене XVIII века: она намокала, разрушались фундамент и кирпичная кладка: деструкция кирпича в отдельных местах доходила до 50 %. Стену нужно было уже фактически спасать, – отметил председатель КГИОП Сергей Макаров. – К настоящему времени уже решен вопрос с гидроизоляцией фундаментов и восстановлением исторической кладки. Сейчас начнется самый интересный процесс – выбор цвета. Наша цель – вернуть стене исторический облик, чтобы она и украшала Александро-Невскую Лавру, и достойно выполняла свою инженерную функцию».

В соответствии с согласованным проектом проводится реставрация кирпичной кладки и штукатурной отделки стены, ограды, парадного, центрального и южного входов с восстановлением утраченных элементов декоративного оформления, крылец, кованых решеток и ворот с восстановлением утрат, выполнение булыжной отмостки в местах ее отсутствия.

«Работы капитальные, здесь очень сложная гидрология, – подчеркнул Епископ Кронштадтский Назарий, наместник Александро-Невской Лавры. – Ведь это насыпной грунт, и крипта собора находится на уровне кладбища, очень близко подходят грунтовые воды. Мы своими силами не смогли бы произвести научную реставрацию, поэтому благодарны Правительству Санкт-Петербурга за то, что было выделено финансирование, и работы по восстановлению объекта XVIII-XIX веков выполняются на достойном уровне».

В процессе реставрационных работ произведено понижение уровня земли с восточной стороны стены (т.е. со стороны Никольского кладбища) и определен уровень кладки, которая находилась под землёй. Выполнены противоаварийные работы, расчистка всей деструктированной кладки, усиление с инъектированием стен, устройство гидроизоляции. С обеих сторон стены по всей ее 200-метровой длине восстановлена лицевая кирпичная кладка.

Выполнена реставрация южного крыльца. Проведены работы по реставрации основания с гидроизоляцией и армированием, вновь уложены гранитные плиты ступеней.

Интересной находкой стало открытие подлинных лестниц входов в подвалы по сторонам центрального крыльца. В советский период они были изменены. Под центральным крыльцом располагаются подземные коллекторы, изначально отводившие воду с территории вокруг Троицкого собора. При разборке пришедших в негодность бетонных конструкций советского периода были найдены известняковые ступени из Путиловского известняка и кирпичная конструкция основания спусков. Всё сохранилось в достаточно хорошем состоянии с возможностью реставрации.

В настоящее время работы продолжаются.

Предстоит выполнение работ по устройству отмостки, восстановлению газона и асфальтового покрытия с отводом воды в существующую ливневую канализацию.

В настоящее время обсуждается вопрос цветового решения ограды – стены и кровли. В различные периоды истории, как, впрочем, и в Санкт-Петербурге в целом, цвет кровли был различным: красно-коричневый (т.н. «черлень»), зеленый («медянка») и серый. Фасады красились в бежево-розовый («лососевый») и желтый с белыми пилястрами и карнизами. Эти варианты мы видим на иконографических материалах – гравюрах и акварелях XIX века. Авторами проекта к обсуждению предлагаются два варианта цветовой композиции: 1) стены – «лососевый» с теплым белым и кровля – «медянка», 2) желтый с зеленой кровлей и белыми деталями.

Также с 2015 года по программе КГИОП продолжается восстановление исторической объемно-пространственной композиции и планировочной структуры Митрополичьего сада. Объем финансирования данных работ за счет средств бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП в период с 2015 по 2020 годы составил 148 млн. рублей.

В 2004-2012 гг. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и НО «Фонд развития Санкт-Петербурга» проводилась реставрация Духовского, Митрополичьего, Просфорного, Феодоровского и Семинарского корпусов, здания Кладбищенской конторы и архиерейской гостиницы, фасадов Церкви Всех Скорбящих Радости (Надвратной).

***

Подпорная стена восточного двора сложена из кирпича, оштукатурена и окрашена, оформлена венчающим карнизом с валиком, в нижней части - прямоугольными нишами и лопатками. Заглубленная часть подпорной стены выполнена из кирпича на известковом растворе.

Подпорная стена находилась в аварийном состоянии. Кирпичная кладка была сильно деструктирована и выветрена, наблюдались трещины, отслоения и утраты штукатурки, коррозия металлических элементов, повреждения камней цоколя.

Одной из основных причин разрушения стены являлись гаражи для автотранспорта предприятий, которые располагались в советское время на территории Александро-Невской Лавры. Так как эти постройки вплотную примыкали к исторической стене, вода с них попадала на ограду, и постоянные процессы замораживания и оттаивания на протяжении десятилетий разрушали кирпичную кладку.

Ограда представляет собой сплошную кирпичную стену, отделанную штукатуркой. Она решена в характерных для архитектуры второй половины XVIII века формах. Оформлена прямоугольными пилястрами со стороны кладбища, рустованными пилястрами со стороны Александро-Невской лавры, нишами, горизонтальными штукатурными тягами и венчающим штукатурным профилированным карнизом.

В ограде устроены два воротных прохода – центральный и южный.

Центральный вход на Никольское кладбище, расположенный на главной оси Свято-Троицкого Собора и церкви Святителя Николая, оформлен в виде арочного портала, декорированного рустованными пилястрами, аттиком, плоскими арочными нишами. Воротное заполнение позднее, металлическое.

Южный вход на Никольское кладбище решен в «русском стиле» и оформлен в виде арочного портала, декорированного двускатным фронтоном со стилизованным карнизом.

«Ограда с воротами» представляет собой кирпичную стену на известняковом цоколе и подпорной стенке. Этот участок ограды выполнен в формах эклектики с элементами классицизма и барокко. Вход в центральной части оформлен в виде арочного портала, декорированного колоннами, штукатурным наличником с замковым камнем, с венчающим карнизом.

Лестница-спуск на пониженную территорию Никольского кладбища по центральной оси ограды кладбища выполнена из известняковых ступеней с массивными ступенчатыми парапетами из известняка. Ворота арочного портала с фрамугой, а также решетки проемов ограды из кованого металла с растительным орнаментом и элементами религиозной символики.

***

Возведение монастырского комплекса Александро-Невской Лавры началось в 1715 году. Здания строились в стиле «петровского барокко». Первоначальный масштабный проект монастырского ансамбля составил архитектор Доменико Трезини. На данном плане Пётр I собственноручно начертал «быть по сему». В дальнейшем от проекта  Трезини сохранилась только композиционная идея.

В основу композиции монастырского комплекса положен принцип замкнутого каре. Структура, при которой монастырь одновременно являлся и духовным центром и крепостью, традиционна для древнерусской архитектуры. Каре Александро-Невской Лавры возводилось для размещения в нём трапезной, монастырских келий, семинарских классов и Митрополичьих покоев.

Строительство монастырского комплекса продолжалось с перерывами на протяжении всего XVIII века и завершилось в 1890-е годы.

Первым из монастырских корпусов к 1725 году был выстроен двухэтажный северо-восточный – Духовский корпус, а также разбит монастырский сад. В 1725-1727 годах архитектор Теодор Швертфегер начал постройку юго-восточного – Феодоровского корпуса. Работы спустя 15 лет продолжил архитектор Пьетро Антонио Трезини.

В 1756-1765 годах возводится южная линия каре с угловыми башнями – Семинарский корпус, а затем в 1761-1771 годы – Просфорный корпус.

В 1762-1788 годах была устроена каменная монастырская ограда (в том числе подпорная стена восточного двора).

В 1776-1790-х годах все усилия были направлены на возведение Свято-Троицкого собора.

В проектировании зданий Александро-Невской Лавры принимали участие виднейшие зодчие своего времени: Иван Егорович Старов, Алексей Максимович Горностаев, Григорий Иванович Карпов, Николай Павлович Гребёнка и др.

В 1861 году территорию между Невой и монастырем отвели под кладбище. Первоначально оно называлось Засоборным, и было третьим по времени основания кладбищем Александро-Невской Лавры. Никольским некрополь стал называться после постройки в 1868-1871 годах по проекту епархиального архитектора Г.И. Карпова церкви Святого Николая Мирликийского (Никольской церкви).

В XIX веке Никольское кладбище Александро-Невской Лавры было одним из самых дорогих и престижных в Санкт-Петербурге. Лучший некрополь столицы Российской Империи содержался в идеальном порядке. В XIX веке здесь хоронили заслуженных государственных деятелей и людей творческих профессий, писателей и артистов, военных деятелей, журналистов, ученых, представителей знатных родов.

Участок Никольского кладбища, отделенный так называемой Архиерейской дорожкой, с конца ХIX века служил для погребения митрополитов и монахов Александро-Невской Лавры, носит название Братского кладбища. К Архиерейской дорожке Никольского кладбища ведут Парадные Ризничные ворота с кованой решеткой.

В 1900-е годы была сооружена «Ограда с воротами» («Ризничные ворота»), примыкающая к зданию конторы и ризницы.

В 1930-1940-х гг. Никольское кладбище собирались ликвидировать, ценные исторические захоронения были перенесены на соседние некрополи-музеи. В результате останки И.А. Гончарова, А.Г. Рубинштейна, В.Ф. Комиссаржевской, Б.М. Кустодиева и др. были перезахоронены. Однако, само кладбище все же уцелело. В 1970-е гг. Никольское кладбище было частично благоустроено, в чудом уцелевшей Никольской церкви был проведен капитальный ремонт.

Постепенно, год за годом, воссоздается былое величие Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.


Возврат к списку